EN
1 июля 2021 #Форум
Сергей Кузнецов: Приглашать звезд — это единственный путь создать знаковую архитектуру

Фигура звездного архитектора не должна затмевать облик города, здания для которого он проектирует. Но без звездных архитекторов городам-суперзвездам все равно не обойтись. К такому выводу пришли участники диалога «Эпоха звездопада. Продолжится ли эра старкитектов?».

Дискуссия, в которой принял участие главный архитектор города Москвы Сергей Кузнецов, завершила деловую программу первого дня Московского Урбанистического Форума 2021, проходящего с 1 по 4 июля в Парке «Зарядье».

Декан Школы архитектуры и дизайна IE, бывший исполнительный директор Притцкеровской архитектурной премии Марта Торн, выступившая модератором диалога, попросила всемирно известных архитекторов дать свой ответ на вопрос «Будут ли звездные архитекторы определять облик городов-суперзвезд?»

Сергей Кузнецов напомнил, что традиция привлекать лучших мировых архитекторов существует в Москве очень давно. Итальянские зодчие принимали участие в строительстве Кремля, по одной из версий, Собор Василия Блаженного также возвели зарубежные мастера. Эта традиция сохранилась и в XX веке, когда в Москве работал Ле Корбюзье, и продолжается в настоящие дни, когда нью-йоркское архитектурное бюро Diller Scofidio + Renfro вместе c ландшафтными архитекторами Hargreaves Associates создали облик Парка «Зарядье».

Звездные архитекторы работают в Москве не потому, что это модно, убежден Сергей Кузнецов. Они получают свои заказы, побеждая в открытых конкурсах на конкурентной основе. «Архитектура сначала должна получить место в умах и только потом воплощается в камне. Известные мастера выигрывают потому, что они способны убедительно защитить свой проект и воплотить его в жизнь. Приглашать звезд — это единственный путь создать знаковую архитектуру», — отметил главный архитектор Москвы.

По мнению Сергея Кузнецова, такие знаковые проекты, как Парк «Зарядье», музей «Гараж» Рэма Колхаса, кроме своего прямого назначения, еще и трансформируют город, преображают его облик, встраивают Москву в глобальный архитектурный контекст, помогают местным архитекторам выйти на мировой уровень.

Основатель Gehl Architects Ян Гейл в свою очередь порассуждал о самом термине «звездный архитектор». По мнению Гейла, нет звездных архитекторов, есть архитекторы хорошие и плохие.

Гейл напомнил, что с приходом модернизма и эпохи вторжения машин из города исчезло понятие пространства. Если в XVIII-XIX веке европейские  города строились преимущественно вокруг площадей, где собирались люди, и нескольких важных зданий вроде Ратуши и Собора, то в XX веке, в эпоху модернизма на смену пространствам пришли объекты. Гейл привел цитату Уинстона Черчилля: «Сначала мы формируем здания, потом они формируют нас».

По мнению Яна Гейла, многие творения современных архитекторов ничего не предлагают для улучшения жизни в городе, это очень эгоцентрические здания. Но есть здания, которые вступают в диалог с городом, например, Центр Помпиду в Париже, Дом Оперы в Сиднее, Опера в Осло. Такие постройки существенно повышают качество жизни в городе. «Никогда не спрашивайте: что город может сделать для вашего здания? Спрашивайте: что ваше здание может сделать для города? Настоящий архитектор всегда стремится сделать здание не для себя, а для города», — уверен знаменитый датский архитектор.

Директор Zaha Hadid Architects Патрик Шумахер попытался защитить звездных архитекторов от необоснованной критики. Он считает, что многие из них вполне заслуживают свой статус. В то же время Шумахер призвал архитекторов не гнаться за вычурным обликом зданий, необычным деталями.

«Глобальные и современные тренды важнее, чем внешний вид. Проект должен быть инновационным, а здания должны работать не сами по себе, а взаимодействовать с пространством. Необычной должна быть не только форма, но и функциональность», — подчеркнул директор Zaha Hadid Architects.

Подводя итоги дискуссии, Марта Торн напомнила, что архитектор, каким бы знаменитым он ни был, всегда работает в команде. При этом, как глава этой команды, архитектор всегда выстраивает диалог с заказчиком. А если таким заказчиком выступает звездный город, то и архитектор должен соответствовать этому уровню. «Звездные города — отличные заказчики для звездных архитекторов со всего мира», — заключила Марта Торн.