EN
2 июля 2021 #Форум
Марат Хуснуллин: Опыт успешных столичных мегапроектов может быть использован во всей России

Реализация мегапроектов должна привести к улучшению жилищных условий, повышению транспортной доступности, увеличению доходов населения жителей России. К такому выводу пришли участники панельной дискуссии «Инфраструктурный прорыв. Мегапроекты территориального развития», которая прошла в рамках второго дня деловой программы Московского Урбанистического Форума 2021.

Открывая сессию, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин назвал глобальные инфраструктурные проекты, которые сегодня реализуются в Российской Федерации и должны привести к прорывному развитию территорий в нашей стране.

Одним из таких федеральных мегапроектов является создание «опорной транспортной сети». В ходе проекта 1,5 млн км. автодорог федерального, регионального и муниципального уровней будут связаны в единую сеть и образуют транспортные мегакоридоры с запада на восток и с севера на юг России.

Хуснуллин также обратил внимание на развитие железных дорог как городского транспорта в агломерациях. Опыт развития МЦК и МЦД в Москве продемонстрировал большой успех подобных программ. Они позволили значительно повысить мобильность населения в столичной агломерации. Правительство рассматривает возможность распространить успешный опыт развития рельсового транспорта еще на восемь городов-миллионников.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации указал и на ряд проблем, в частности, на снижение уровня пользования общественным транспортом в регионах. По его мнению, выходом из ситуации должно стать активное развитие систем общественного транспорта.

«В последние годы в Москве растет популярность общественного транспорта, тогда как в других городах, наоборот, снижается. Значит надо перенимать столичный опыт создания единых интернированных транспортных систем и другим мегаполисам», — заявил Хуснуллин.

Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов рассказал о пространственном развития на примере Казанской, Набережночелнинской и Альметьевской агломераций. По словам Минниханова, недавно принятый закон о комплексном развитии территорий дает возможность ускорить развития внутри городов. При этом крупные города нельзя рассматривать в отрыве от окружающих территорий, убежден глава Татарстана.

Рустам Минниханов обратил особое внимание на строительство жилья и транспортной инфраструктуры в Казанской агломерации. Новая трасса М-12, модернизация М-7 «Волга» позволит вывести транзитный транспорт их города и увеличить пропускную способность автодорог в Татарстане.

Среди социальных мегапроектов Минниханов выделил большой проект по благоустройству дворовых территорий, который затронет 7000 дворов по всей республике, а также проект развития прибрежной территории реки Казанки. В ходе его реализации появится 150 км. пешеходных и веломаршрутов, будет разбито 12 парков. Жители получат парк у реки в шаговой доступности. «Наша задача развивать города любой величины, придерживаясь принципа баланса», — подчеркнул глава Татарстана.

Заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев в своем выступлении привел результаты исследования, проведенного компанией Boston Consulting Group. Исследование свидетельствует, что качество жизни и уровень удовлетворенности москвичей в последние годы значительно выросло. В частности, Москва вошла в Топ-5 среди мегаполисов по количеству горожан, довольных уровнем жизни в городе, и наряду с Сиднеем лучше всего обеспечена общественными пространствами и зелеными насаждениями.

«Что бы ни делали города, все должно быть направлено на то, чтобы жизнь каждого человека была удобной и  комфортной, необходимо повышать качество жизни людей. Это и самодостаточные районы проживания, в которых люди чувствовали бы себя хорошо и хотели бы проводить там больше времени. И места работы, по возможности приближенные к местам жительства», — сказал Андрей Бочкарев.

Масштабная программа развития метрополитена и МЦД в будущем выведет Москву в лидеры по плотности сети и станций метро. На развитие транспорта направлено 70% адресной инвестиционной программы города, которая составляет 1,8 трлн рублей. Это позволит фактически осуществить транспортный прорыв в Москве. К 2024 году в Москве будет построено 1000 км. рельсовых дорог в едином транспортном каркасе. Две трети этого проекта уже реализовано, подчеркнул заместитель мэра.

До 2024 года Москва построит 57 км линий метро и введет в строй 24 станции. Главный проект метростроя — Большая кольцевая линия — должен замкнуться в 2022 году. 95% москвичей будут жить в шаговой доступности от метрополитена, отметил Андрей Бочкарев.

Директор Zaha Hadid Architects Кристос Пассас рассказал о тех проектах, которое его бюро реализует совместно с Москвой. Это и новый микрорайон Рублево-Архангельский, и станция метро «Кленовый бульвар», и Инновационный технопарк для Сбербанка в Сколково. Пассас отметил, что Zaha Hadid Architects помогает Москве в программе инновации, в частности, разработала определенные фасадные решения для района Кузьминки, а также приняло участие в создании принципиально новой городской среды в столице.

«Zaha Hadid Architects в течение 15 лет ведет активный диалог с правительством и общественностью Москвы, обсуждая развитие города. Мы гордимся тем, что Москва внедряет современные технологии и приглашает нас участвовать в своих инновационных проектах. Мы хотели бы сохранять высокий уровень кооперации с городом», — заявил Кристос Пассас.

Президент партнерства «Новый экономический рост», председатель научного совета Центра экономики инфраструктуры Михаил Дмитриев рассказал о том, как Стратегия-2030 может повысить потенциал развития агломераций второго эшелона.

«Сегодня две трети экономического роста нашей страны создается в рамках крупнейших городских агломераций, в особенности московской и петербургской. Необходимо втянуть в ареал агломераций второго эшелона малые и средние города. В этом заключен потенциал экономического роста России. Удаленные гибридные форматы занятости, распространившиеся в последнее время, позволяют многим работникам включаться в зону влияния городских агломераций второго эшелона», — заключил Михаил Дмитриев.