В первый день работы Московского Урбанистического Форума 2021 в пленарном зале состоялась дискуссия «Успешная трансформация. Какой вектор транспортного развития выбирают города-лидеры».
Рассказывая о работе, проделанной с 2010 года, заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов объяснил, что «транспорт был в числе топ-3 проблем столицы. И новое правительство сразу стало работать над тем, чтобы изменить эту систему».
В результате за прошедшие годы на 50 процентов увеличилось количество станций московского метро (включая МЦД), были введены два Московских центральных диаметра, и еще три заработают к концу 2023 года. Максимально упростилась система оплаты проезда благодаря вводу единых стандартов и тарифов оплаты городского транспорта.
Снижение нештрафуемой скорости в Москве
Теперь, согласно исследованию McKinsey, Москва наряду с Сингапуром, Парижем, Гонконгом, Лондоном и Нью-Йорком входит в топ-10 крупных мегаполисов мира с наиболее развитыми системами городского транспорта. Количество сбоев на всех видах транспорта в столице снизилось почти в десять раз, и работа по обеспечению безопасности дорожного движения продолжается.
По словам Ликсутова, хоть это и непопулярная мера, но сейчас ведется проработка вопроса о снижении нештрафуемой скорости в Москве с 20 до 10 километров в час, как это уже сделано в большинстве мегаполисов мира.
Шеринг автомобилей, велосипедов и электросамокатов за последние годы существенно расширили мобильность москвичей. Вовсю развивается экологический транспорт – в Москве теперь самый большой в Европе парк электробусов, а уже «в ближайшую пару лет водородный автобус сможет работать в городских условиях», – сообщил Ликсутов.
В 230 раз увеличилось количество пешеходных пространств
Отдельно обсуждался вопрос о таком новом виде городского транспорта, как электросамокаты. По словам Ликсутова, сейчас ведется работа по определению норм и правил их использования в городе. При этом характерно, что из всех ДТП с участием этих транспортных средств только 8 процентов происходят на арендованных электросамокаах, остальные же 92 процента – на частных.
По словам Ликсутова, в течение ближайших пяти лет планируется расширить сеть московских веломаршрутов до 760 километров. «За десять лет в 230 раз увеличилось количество пешеходных пространств в Москве, а проект «Зеленое кольцо» в ближайшие годы свяжет велодорожками основные парки и зеленые зоны города», – подчеркнул заммэра, рассказывая о развитии столичной инфраструктуры.
Эволюция транспортной системы
В своем выступлении на сессии генеральный секретарь международного союза общественного транспорта (UTIP) Мохамед Мезгани подчеркнул «необходимость развития в Москве транспорта, доступного всем, снижения использования частных автомобилей в городе и роста пользования каршерингом».
Он рассказал о новом сервисе MAAS, который дает доступ ко всем сервисам и службам в рамках одного приложения. Доступность единой цифровой системы, которая учитывает весь городской транспорт и позволит москвичам быть мобильными без автомобилей.
«Наша цель – мобильность людей, эволюция транспортной системы, – сказал Мезгани. – Программа MAAS предлагает самый лучший способ ее использования – индивидуальный способ передвижения по городу, созданный для каждого пользователя приложения».
Рассуждая о вызовах нашего времени, бывший директор европейской комиссии по транспорту Виолетта Булц говорила о том, что все элементы городской инфраструктуры должны работать вместе, как части большой экосистемы. Это касается и развития московского транспорта, который «должен помочь решить проблемы получения энергии, загрязнения воздуха, снижения смертности на дорогах и замкнутости населения в городах».