EN
3 июля 2021 #Форум
Джон Хокинс: Сам феномен креативного сектора связан с городами

Во второй день работы Московского Урбанистического Форума 2021 прошел круглый стол «Креативная экономика. Творчество и инновации как драйверы роста»

О взаимодействии бизнеса и власти в Москве на круглом столе подробно рассказал заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Андрей Железняков. 


Меры поддержки креативных индустрий 

По его словам, в креативных индустриях сегодня работает одна седьмая всех предпринимателей столицы — более 100 тысяч человек. В прошлом году было учреждено Агенство креативных индустрий, в рамках которого появился экспертный совет, в который вошли более 50 экспертов. 

«Представитель каждой из индустрий есть в совете. Это позволяет и Агенству и Департаменту согласовывать и вырабатывать меры поддержки с учетом мнения профессионалов, запроса экспертного сообщества. Главное, что диалог установлен и для нас на сегодняшний день это высшая ценность», — подчеркнул Железняков.

Перечисляя меры поддержки креативных индустрий, он назвал инфраструктурную поддержку, а именно запущенный в прошлом году проект создания креативных технопарков (открыт пока только один). Кроме того, находящиеся в разных районах объекты инфраструктуры города могут использоваться, как креативные пространства. 

Кроме того, Агенство креативных индустрий совместно с Техноградом предпринимают ряд программ по повышению предпринимательских и творческих компетенций.  


Первый креативный центр услуг для бизнеса

Совсем скоро откроется Первый креативный центр услуг для бизнеса, запуск которого отложился в связи с пандемией коронавируса. «Так что вскоре предприниматели, которые хотят заниматься бизнесом, смогут пользоваться объектами городской инфраструктуры, — объяснил Железняков. — Предприниматели смогут подобрать для себя программу комплексной поддержки в том месте, которое им понятно — это будет Центр современного искусства Винзавод, мы уже это точно знаем и вот-вот откроем его».

Компенсируются затраты на обучение, продвижение товаров в интернете, участие в выставках и фестивалях. Проводятся образовательные проекты: от небольших семинаров до больших акселерационных программ. Запущен акселератор кино для сценаристов, продюсеров и творческих команд, которые имеют шанс зарекомендовать себя на рынке. Планируется проведение нескольких исследований различных индустрий, результатами которых сможет воспользоваться каждый предприниматель.


Перезагрузка подхода и видов поведения

Самым визионерским на этой дискуссии стало выступление автора бестселлера «Креативная экономика», члена консультационного совета по креативной экономике ООН Джона Хокинса.

Выступая, он говорил о том, что сам феномен креативного сектора связан с городами, и именно городская активность будет влиять на его будущее. Москва, по его мнению, — одна из мировых столиц, которая станет тестовой площадкой, разрабатывающей новые виды активности в этой сфере. 

С 2022 года прогнозируется восстановление практически допандемийного уровня, по крайней мере в США и Китае. Одним из главных драйверов роста после пандемии по мнению Хопкинса станет перезагрузка подхода и видов поведения, того, как мы относимся к коллегам, друзьям, к нашим компаниям и офисам. 

Желание экспериментировать, пробовать новые виды руководства, управления и ведения торговли есть не только в креативных индустриях, но и в государственном секторе, даже в правительствах. 

«Креативность раньше сильно ассоциировалась с культурой, креативной экономикой. Но мы должны признать, что креативность повсюду, это просто мировоззрение, — считает Хокинс. — Я был шокирован контрастом между воображением, талантом, упорством и теми вызовами, с которыми мы сталкиваемся, чтобы реализовать все эти качества в медицинском, фармацевтическом, промышленном мире». 

Хокинс призывает подумать о новой экономике, потому что что: «Существующие экономические теории и их основа — мнение большинства экспертов, и существующая ситуация, политика в области экономики, строящиеся на этих данных, не привели нас к пониманию того, что такое индивидуальное, социальное, экономическое или качественное измерение креативности». 

Нынешнее положение креативных индустрий связано не только с инвесторами или предпринимателями. Оно связано с тем, что экономика еще не полностью поняла саму природу, суть человеческого таланта, который является основным драйвером развития общества и экономики. 


Человеческая экономика

Хокинс призывает задуматься о том, что в Великобритании есть движение, участники которого уже предлагают вводить и использовать термин «человеческая экономика». Она не основана на земле, труде, массовом производстве или капитале. Возможно, на определенном этапе нам все это было нужно. Но это уже не первичные, основополагающие активы, которые определяют такую экономику. Ее определяет человеческий талант, воображение и «таинственные личные качества креативности и инноваций».

Это нужно будет понять инвесторам, потому что их города будут развиваться в таком направлении. «Я хотел бы, чтобы некоторые города на этой планете использовали эту невероятную возможность — развить «человеческую экономику», — сказал в конце своего выступления Хокинс. — Первую в истории экономику, основанную на таланте и человечности.  В результате мы лучше сможем понять то, как креативность может быть всеобъемлющим элементом для всей жизни в Москве или любом другом российском городе. Я, например, очень люблю Якутск, и знаю, что там хотят и ждут этого».