EN
1 июля 2021 #Форум
Андрей Бочкарев: По привлекательности для инвестиций Москва занимает лидирующее место в стране

В первый день Московского Урбанистического Форума 2021 состоялась панельная дискуссия «Звезда родилась. Кейсы успешной трансформации городов»

На этой сессии эксперты из Москвы, Лондона, Берлина и Маздара обсудили опыт реализации мегапроектов и эффекты, которые они оказали на территории, города и регионы. Выступавший первым заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев обозначил общее направление, о котором говорили все международные эксперты: «Многие города являются звездными уже по факту своего рождения. Но на каждом этапе своей жизни им приходится пересматривать свое состояние, чтобы эти звезды становились еще больше».


Расширение транспортной инфраструктуры

По его словам, Москва с этой задачей справилась, в том числе за счет активного строительства социальных объектов и расширения транспортной инфраструктуры, повышающей связанность города. 

Рассказывая об изменениях, произошедших в столице за последние 10 лет, заммэра напомнил, что именно создание нового транспортного каркаса столицы стало одним из основных направлений развития города. За эти годы было построено 60 станций метро, 30 станций МЦК, проложено более 1000 километров дорог.

«Многие европейские города используют наш опыт», – рассказал Андрей Бочкарев, говоря о московском парке электробусов, который на сегодняшний день является самым большим в Европе. Среди технологий, которые позволят упростить пользование транспортом в столице – возможность оплачивать проезд, используя биометрический паспорт. Уже в этом году планируется широко запустить этот сервис в московском метро. Другая новинка, которую планируется в ближайшие годы внедрить в транспортную систему Москвы – это экологически чистые автобусы на водородном топливе.


Развитие рельсового транспорта

Один из главных акцентов делается на развитие рельсового транспорта в столице: «Уже в следующем, 2022 году, на год раньше плана, мы собираемся запустить Большую Кольцевую линию московского метро», – пообещал заммэра. По его словам, вопрос связности скоростным движением столицы и Подмосковья отчасти решится, когда к концу 2023 года будут реализованы все пять московских диаметров, что позволит легче и быстрее перемещаться 5 миллионам жителей Москвы и области.   

 

Удерживать темпы трансформации города

Бочкарев подчеркнул, что одной из основных задач последних двух лет было «любой ценой удерживать набранные темпы трансформации города и выполнения работ по созданию новой городской инфраструктуры». Одним из ключевых найденных решений стало создание программы льготной ипотеки, которая поддержала сектор коммерческой, жилой недвижимости, стимулировала спрос и позволила компаниям-застройщикам не снижать темпы работ. «К весне 2021 года мы вернулись к темпам городского строительства, которые были до пандемии», – подчеркнул Бочкарев.


Примеры Берлина, Медельина и Масдара

Говоря об актуальных сегодня урбанистических программах, участвовавшие в панельной дискуссии иностранные эксперты рассказали о проектах развития своих городов. Глава Департамента городского развития Берлина  Манфред Кюне делился подробностями того, как в городе проходит программа реновации зданий, построенных в 1960-х годах.  Колумбийский архитектор и урбанист Алехандро Экевери на примере Медельина показал, что даже самые депрессивные и криминальные районы могут влиться в городскую ткань после создания там необходимой транспортной и социальной инфраструктуры. Исполнительный директор Sustainable Real Estate Абдулла Балалаа на примере Масдара в ОАЭ рассказал, как новые районы могут проектироваться экологически чистыми и при этом привлекательными для инвестиций, обеспечивая тем самым устойчивое развитие города в будущем.

 

Районы Лондона с пониженным автомобильным движением

Рассказывая о своем опыте работы с лондонскими проектами профессор Лондонской школы экономики и политических наук, директор LSE Cities и Urban age programme Рики Бердетт подчеркивал, что современному мегаполису важно оставаться частью международной сети, повышать связанность и внутри города и с внешним миром, для чего в первую очередь нужен хороший аэропорт.

Продолжая развиваться в реалиях XXI века Лондон, по словам Бердетта «состоит из кластеров, районов и «деревень», из которых город сформировался и вырос». И работая над урбанистическими проектами, которые делают из города супергород, важно понимать, «в чем ваши основные проблемы». Например, сейчас Лондон инвестирует в проект организации дорожного движения. «Тут у нас не такой подход, как в Москве, – объясняет Бердетт, – мы стараемся ограничить въезд автомобилей в центральную часть города, чтобы они не загрязняли воздух. Мы создаем районы с пониженным автомобильным движением».  

В городе проводятся масштабные проекты редевелопмента железнодорожных станций Кинг-Кросс и Сент-Энн-Кросс. На этих территориях, имеющих хорошую связность и со всей Англией и с миром, создаются новые центры притяжения, куда переедут европейские штаб-квартиры Google и Facebook.  

Сейчас для Лондона создается новый план развития на следующие 25 лет, над которым активно работает мэрия. В городе есть довольно много «запущенных территорий, около 500 высотных зданий, многоэтажных зданий, расположенных в высокой частях города с хорошей транспортной доступностью. Например в местах проведения матчей Чемпионата мира по футболу. Там будет вестись жилищное строительство», – рассказывает Бердетт, подчеркивая, что многие современные городские решения в Лондоне принимались по итогам пандемии.