Пушкинский музей хорошо известен в России и в мире своими коллекциями живописи. Однако фонды западноевропейской и русской графики широкому зрителю знакомы гораздо меньше. Между тем богатейшее собрание рисунков ГМИИ им. А.С. Пушкина имеет полуторавековую историю, в которой тесно переплелись судьбы самых разных коллекций, и является одним из крупнейших российских собраний графики, наряду с коллекциями Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. Оно насчитывает около 27 000 рисунков, относящихся к разным национальным школам, и охватывает все наиболее значимые периоды истории искусства. В основу фонда легло собрание Гравюрного кабинета Румянцевского музея. Затем он систематически пополнялся за счет даров, приобретений, передач из других музеев и государственных учреждений.
Музей регулярно показывает отдельные рисунки или группы рисунков, а также те или иные разделы своих графических фондов в рамках российских и зарубежных тематических выставок или экспозиций, посвященных национальным школам. Важной вехой в истории московского собрания рисунков стала выставка, организованная в 2019 году в Фонде Кустодиа в Париже. Настолько представительного показа рисунков из фондов ГМИИ в стенах зарубежного музея еще никогда не было. Особенность этой масштабной экспозиции состояла также в том, что работы русских мастеров были включены в общеевропейский контекст. Открывающуюся выставку «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» можно рассматривать как второй этап этого проекта.
Московская версия, несмотря на некоторые отличия по составу и способу экспонирования, преследует те же цели – представить публике, пусть и далекий от полноты, все же целостный образ собрания рисунков ГМИИ им. А.С. Пушкина. Отбирая экспонаты, кураторы не стремились выстроить некую модель московской коллекции в миниатюре, с сохранением пропорций и соотношений между ее частями и разделами. Отбор определялся желанием представить по возможности связную историю европейского рисунка на протяжении пяти столетий с опорой на самые сильные стороны собрания Пушкинского музея.
Куратор выставки: Виталий Мишин, ведущий научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков