EN
Как это было в 2017
EN
Лаборатории МУФ – первый успех
9 ИЮЛЯ 2017

Лаборатории МУФ – первый успех

Завершающим мероприятием деловой программы 7-го Московского урбанистического форума стала презентация результатов работы Экспериментальных лабораторий MUF’17 и инновационных проектов для Москвы.

Куратор Экспериментальных лабораторий Борис Рябов сначала представил выработанное командой общее видение изменений в городе, которые произойдут в ближайшие 10 лет. Одним из них, по его словам, станет резкий рост активности граждан, и власти все больше придется учитывать мнение горожан и добиваться их доверия, поскольку мобильность резко вырастет,  и москвичи смогут быстрее менять место проживания - то есть восприятие ими ситуации в том или ином районе само по себе станет влиять на облик города.

Затем были представлены результаты проведенной  в течение четырех дней работы с предоставленными руководством Москвы «большими данными» - их общий объем составил 15 Гб.

От болезней и аварий

Компания Urbica совместно с Kukushkin Lab продемонстрировала результаты обработки данных о шумовом загрязнении 120 млн точек на карте Москвы. Полученная карта, составленная с учетом особенностей распространения звука в более или менее плотной застройке, может пригодиться для самых разных вещей – от выбора более комфортного жилья или маршрута прогулки до изменений в городском планировании.

Компания «Совзонд» обработала данные о  частоте обращения в поликлиники детей-астматиков, в Москве их насчитывается более 25 тыс. Благодаря этому были выявлены не только сезонные пики, но и неблагополучные районы, где обращений явно больше. Продолжение работы в этом направлении, полагают создатели карты, позволит выявить сопутствующие астме болезни и принять меры по предупреждению ее возникновения.

Компания «Полиматика» разработала список из 50 критериев, по которым дома стоило бы вносить в число кандидатов на реновацию – от состояния инфраструктуры до уровня преступности. Проверка на реальном списке из более чем 4 тыс. московских домов, уже включенных в программу реновации, показала точность анализа более 99%. Подобную систему можно оперативно доработать и для других городов.

Специалисты из Conundrum проанализировали более 100 параметров, на основе которых они готовы прогнозировать риски преступлений и ДТП. Например, по их данным, ограничение скорости с нынешних 80 км/ч до 70 км/ч на аварийном участке Третьего транспортного кольца возле его пересечения с Кутузовским проспектом позволит снизить риск аварий на 15-20%.

Транспорт, тепло и свет

Затем зрителям и экспертам были показаны проекты, отобранные в течение тех же четырех дней из более чем трехсот заявок. Первым из них стала компания «Коптер Экспресс», в свое время прославившаяся тем, что первой в мире в Сыктывкаре доставила с помощью дрона заказанную по телефону пиццу. По словам ее представителя, использование дронов позволит не только разгрузить дороги, но и, например, снизить распространение инфекционных заболеваний путем доставки больным лекарств без необходимости идти в аптеку. При этом доставка с помощью нынешней модели дрона, способного поднять до 3 кг, обходится всего в 30 руб., и он добирается до адреса даже быстрее курьера на мотоцикле.

Проект компании «Самокат Шеринг» призван решить проблему «последней мили». Даже при использовании скоростного городского транспорта пассажиру в большинстве случаев приходится далеко идти до места назначения, что сильно удлинняет поездку. Аналогичные сложности возникают благодаря развитию пешеходных зон. Система проката микротранспорта может помочь решить эту проблему.

Разработка компании Effitherm – инфракрасные системы вентиляции и отопления. По словам представителя компании, их применение вместо традиционного парового отопления позволит снизить операционные издержки на содержание домов на 45-75%. При этом использование таких панелей дает возможность создавать микроклимат на площади 1 кв. м – то есть даже сидящие за одним столом люди могут установить для себя разную комфортную температуру воздуха. Кроме того, подобный эффект достижим и на открытом пространстве. Эта технология была предложена городу бесплатно – компания готова зарабатывать на энергосервисных контрактах, получая долю от экономии энергии.

Компания «Канальные фотонные системы» предложила прокладывать к недостаточно освещенным участкам городской инфраструктуры, например, подземным переходам, щелевые световоды. С их помощью энергопотребление может быть снижено в 2,5 раза, значительно упростится монтаж освещения. В сумме внедрение технологии, по оценкам специалистов компании, позволит городскому бюджету экономить до 25 млрд руб.

Одна из будущих проблем города – энергоснабжение датчиков. Уже в ближайшие годы в городе будут установлены десятки миллионов различных сенсоров, каждому из которых необходимо периодически менять батарейки – или же к нему нужно прокладывать сеть. Qmodule Lab продемонстрировала свои разработки – датчики, способные получать достаточную для работы и передачи данных энегрию за счет преобразования света или тепла.

Еще одна проблема будущего – стремительное «вымирание» профессий из-за развития автоматизации. По оценкам компании «Икигай Тех», в ближайшие 10 лет могут лишиться работы представители трети существующих профессий. Соответственно, уже сейчас нужно ориентировать детей на профессии, гарантированно востребованные в будущем. Проект предлагает систему на основе квеста – по тому, как он выполнен, компьютер будет оценивать пригодность ребенка к той или иной профессии и далее, также в игровой форме, мотивировать его к правильному выбору.

Наконец, проект «Экобан» представляет собой идею крытой надземной всесезонной велотрассы, покрытой солнечными батареями. По мнению разработчиков, если в качестве пилотного проекта соединить такой десятикилометровой трассой Сколково и Москву, то удастся не только сэкономить бензин, но и избежать выброса 2,9 тыс. т. углекислого газа.

В заключение выступлений все участники просили руководство Москвы предоставить возможности для пилотного внедрения их разработок.

«Исследовательские лаборатории состоялись, слово «эксперимент» должно уйти из их названия, все предложения заслуживают уважения и интереса, - сказал по окончании презентаций руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Левкин. – Все заместители Мэра по соответствующим направлениям будут с ними ознакомлены, и все, что смогу со своей стороны, сделаю обязательно».